This website is dedicated to the Paneuropean Union, the ideals of the panеuropean movement and to the legacy of Richard von Coudenhove-Kalergi / Страницы, посвященные Панъевропейскому союзу, идеям панъевропейского движения и наследию Рихарда Куденхове-Калерги
Петр Андрле. ЧЕЛОВЕК, СОЕДИНИВШИЙ ВОСХОД И ЗАКАТ. Глава третья: Попытка пан-Европы

Но тут встретились два человека, каждый со своими, отличными от другого, взглядами. Куденхове отчетливо понимал опасности, которые таила раздробленность Европы, взаимосвязь плохих немецко-французских отношений с плохими чешско-немецкими отношениями, опасность всех форм национализма, угрозу для будущего Европы со стороны Советского Союза и сложности взаимоотношений центральноевропейских государств после заключения крайне неудачного Версальского договора. Масарик находился в несколько иной ситуации. Он понимал (хотя, возможно, не до конца) свою ошибку в выборе политической ориентации чешских легионеров в период большевистской революции и туманность теории чехословакизма, которая находилась в определенном противоречии с потребностями национального сосуществования чешского и немецкого этносов. В тот момент Масарик уже полностью осознавал, что его рождественская речь 1918 г., в которой он заявил: «Немцы для нас, прежде всего, колонисты», далека от реальности. По-настоящему крупный политик всегда обладает способностью к саморефлексии - в 1928 г., в своей речи по случаю годовщины 28 октября 1918 г. (день образования независимой Чехословакии - прим. пер) он скорректировал свое высказывание десятилетней давности, хотя и чувствовал, что делает это несколько поздно. Этому способствовал и разразившийся незадолго до того экономический кризис.

Таким образом, эти два человека стояли рядом, но в то же время - друг против друга. Семидесятилетний университетский профессор, который против собственного желания, под давлением объективных причин, стал политиком и основателем государства, созданного на шатких основах, но, несомненно, воплотившего чаяния многих, и еще не разменявший третий десяток прагматик-провидец, который знал, почему говорят о переплетении интересов и отношений европейских государств, где единственным решением является только пан-Европа, а не Лига наций и т.д. Куденхове публично назвал Масарика панъевропейцем, чувствующим необходимость создать новую, единую Европу. Масарик вяло отнекивался, имея за плечами не только шок от появления Советской России, сложные переговоры в Америке, эйфорию договоренностей с державами-победительницами в 1918 году, особенно с Францией, но и ощущение пустоты после распада Австро-Венгрии и объективные опасения по поводу внутреннего развития новой Чехословакии, при возникновение которого бумерангом отозвалась большевистская зараза. Поэтому Масарик отклонил благородное предложение Куденхове стать «Джорджем Вашингтоном Соединенных Штатов Европы». Масарик чувствовал, что это предложение несвоевременно, хотя и был к нему настроен положительно. Однако он не смог противостоять энтузиазму человека поколения 1914 года, приверженца радикального решения европейского кризиса, в котором клокотали традиции австрийской, греческой и японской философии. Свое «да» идеям пан-Европы Масарик сказал однозначно. И именно благодаря этому в первые двадцать лет своего существования Панъевропейское движение являлось вполне отчетливым элементом чехословацкой политики - как бы некоторые историки не пытались преуменьшить эту роль.

Всего лишь через три года после создания в 1923 г. в Вене Панъевропейского союза в Чехословакии был основан филиал этой организации, который начал вести активную деятельность. Сам Куденхове ссылался при развитии своих идей на масариковскую концепцию Европы и пытался использовать свое чехословацкое гражданство, чтобы перекинуть мост к Франции. Однако его деятельность не встречала в Чехословакии однозначной поддержки. Конечно, Куденхове удалось объединить здесь ряд своих единомышленников, а в 1925 году он добился от некоторых крупных чешских и немецких политиков Чехословакии положительного ответа на вопрос о необходимости существования Соединенных Штатов Европы. В журнале «Пан-Европа», который выходил в Вене, в очередной раз был поставлен вопрос: «Возможно ли возникновение Соединенных Штатов Европы?» Между опрашиваемыми фигурировал министр иностранных дел Чехословакии Эдвард Бенеш, который в своих ответах, хоть и сформулированных очень дипломатично, поддержал идеи пан-Европы. Наибольшее внимание и официальную поддержку чехословацких властей Панъевропейский союз получил, когда в 1929 году Аристид Бриан выступил с инициативой объединения европейских государств, а также в последующий период, после публикации в мае 1930 года меморандума о пан-Европе Бриана и прошедшего в это же время в Берлине конгресса Панъевропейского союза.

Тогда же, в 1929 году, Бенеш согласился занять пост почетного председателя Панъевропейского союза Чехословакии. В последующие годы Куденхове довольно часто приезжал в ЧСР. Так, например, в мае 1930 года он приехал в Прагу всего на несколько часов, чтобы обсудить с Бенешом вопросы пан-Европы. «Новая организация Европы сейчас должна строиться по двум направлениям - франко-немецкие договоренности на Рейне и переговоры между странами-наследниками Австро-Венгрии на Дунае», - утверждал Куденхове. Такой взгляд на проблему мог решить многое. Однако Куденхове-Калерги решительно отвергал национал-социализм и Гитлера. В статье „Brüning Hitler", опубликованной в феврале 1931 года в журнале «Пан-Европа», была сформулирована его точка зрения, приравнивающая друг к другу обоих диктаторов: «Сталин готовит мировую революцию, Гитлер готовит мировую войну». Эту же мысль он еще раз изложил на конгрессе Панъевропейского союза в Базеле в 1932 году, когда назвал Сталина и Гитлера «смертельной опасностью для Европы».

В 1931 году чешская пресса негодовала, что Эдвард Бенеш вместе с немецким демократом Эрихом Кох-Везером выдвинули Куденхове-Калерги на Нобелевскую премию мира. «Prager Tagblatt» перепечатал отрывки из статьи Куденхове, где одновременно с миролюбивым отношением к новой Чехословакии автор указывал на необходимость толерантного отношения в ЧСР к немцам. Куденхове ясно и однозначно назвал немецкий вопрос ключевым для Чехословакии.

Его позиции в Австрии и Германии становились все слабее и слабее, а в Чехословакии, к чести государства, Куденхове по-прежнему общался на высшем политическом уровне. Так, в апреле 1933 года он снова встретился с президентом Масариком. Куденхове, со своей стороны, всегда уважал Томаша Масарика. Например, в канун его 83-летия Куденхове опубликовал хвалебную статью под названием «Самый большой европеец». Автор подчеркивал, что нравственный и духовный авторитет Масарика признают не только чехи и словаки, но и национальные меньшинства, «если они не ослеплены национальной ненавистью». Когда по прошествии неполных двух лет Австрия исчезла с карты как самостоятельное государство, это стало для Куденхове личной трагедией. После аншлюса, в марте 1938 года, секретариат Панъевропейского союза в Вене был закрыт, архивы конфискованы, а Куденхове-Калерги пришлось бежать. Сам Гитлер считал возможность будущего объединения Европы «наглыми вымыслами», а графа Куденхове-Калерги назвал «заискивающим перед всеми бастардом». Сначала Куденхове направился в ЧСР, откуда через Венгрию и Италию он попал в Швейцарию. И, наконец, во Францию, которая предоставила ему свое гражданство. Так развивался панъевропеизм в Чехословакии вплоть до 1938 года.

 

©Petr Andrle

 

translation©Katerina Aizpurvit

 

 

Данный текст опубликован в чешском Интернет-журнале «Час» (http://www.bruntal.net/), а также на Интернет-страницах: http://www.hbl.cz/, http://www.kutzer.cz/, http://www.panevropa.cz/, http://www.mubruntal.cz/, http://www.flemmichovavila.estranky.cz/, http://www.krnovskasynagoga.cz/, http://www.pzahnas.webnode.cz/, http://www.cs-magazin.com/

 

 

Автор будет благодарен за любые комментарии, замечания и вопросы, которые просит направлять по электронным адресам: vpoutnik@tiscali.cz (по-чешски и английски) и paneuropa@panevropa.ru (по-русски).

«Нам следует больше гордиться этим европейцем из Чехии, поскольку Чехия, безусловно, страна, не обделенная европейской идеей и людьми, которые думают и рассуждают по-европейски».

Доктор философии Рудольф Кучера, президент Панъевропейского союза Чехии и Моравии. Предисловие ко второму чешскому изданию книги Рихарда Куденхове-Калерги «Пан-Европа», 1993.

Доктор философии Рудольф Кучера, естественно, часто затрагивает вопросы панъевропеизма. В качестве вступления можно привести отрывок из одной из его статей:

Перед Первой мировой войной каждая из европейских держав лихорадочно вооружалась, каждая параноидально боялась, что одна из них или сразу несколько могут оказаться сильнее других и получат возможность уничтожить своих соперников. Это была настоящая первая гонка вооружений. И отдельные мыслящие люди, и группы интеллектуалов выступали против этой безумной гонки, предупреждая, что будущий военный конфликт будет не похож на предыдущие войны и станет для всей Европы и ее государств катастрофой невиданных масштабов.
Книга российского предпринимателя Ивана Блоха , посвященная будущей войне и убедительно доказывающая, что такая война может обернуться распадом европейских империй и революционными взрывами, побудила императора Николая II стать инициатором созыва в 1899 году в Гааге первой мирной конференции. На этой конференции выступили такие известные общественные и политические деятели, как, например, уроженка Чехии Берта фон Зуттнер , первая женщина-лауреат Нобелевской премии мира. Конгресс окончился провалом, поскольку политику европейских держав, постоянно нацеленную на конфронтацию, уже было невозможно повернуть вспять. Участники конгресса занимались исключительно вопросами ограничения вооружений и принятием определенных правил ведения войны, но не установлением мира. К тому же многие правительства видели в будущем неизбежном конфликте нечто естественное, свойственное борьбе народов за выживание, возможность оздоровить отношения в Европе, укрепить некую «живучесть нации».
Впоследствии война проходила именно так, как предсказывали пацифисты, и не только закончилась огромной катастрофой для всей Европы, но и уничтожила черты, присущие довоенному миру - либерализм во всех областях жизни, прежде всего, в хозяйстве, торговле и политической сфере. Кроме того, до войны само государство по сравнению с днем сегодняшним играло гораздо меньшую роль, и страны, даже не являвшиеся в сегодняшнем понимании демократическими, всеми силами поддерживали либерализм в политических отношениях.
После окончания войны в Версале состоялась мирная конференция, которая под лозунгом права нации на самоопределение создала в Европе несколько новых национальных государств, после чего ожидалось наступление вечного мира. Но, разумеется, проигравшие страны воспринимали версальские договоренности как диктат, который должен быть рано или поздно свергнут. Недовольны были и те национальные группы, за которыми не было признано право на самоопределение, и которые оказались в униженном положении по сравнению с новыми национальными государствами и их «титульными» нациями. Многие европейские интеллектуалы тоже не видели в версальской системе мира твердую опору мирной Европы и начали искать пути ее перестройки.

Одним из таких интеллектуалов был молодой граф Рихард Куденхове-Калерги. Он родился в 1894 году в Японии, отцом его был служивший там австрийский дипломат Генрих Куденхове-Калерги, а матерью - японка Мицу Аояма. Род Куденхове-Калерги уходит корнями в древние дворянские семьи Европы: Куденхове ведут свое начало от старого дворянства Брабанта (сегодняшней Бельгии), а Калерги - греческого происхождения. В результате неравного брака Генриху пришлось оставить дипломатическую карьеру, и семья поселилась в Чехии, в имении Ronsberg (чешское название - Побъежовице). Здесь Рихард провел свое детство, о котором любил впоследствии вспоминать, поскольку Побъежовице стали уникальным средоточием космополитизма. Космополитическую среду создавала мать-японка, не отказавшаяся от японской культуры и чувствовавшая себя чужой в суровой атмосфере Центральной Европы. Здесь ощущалась напряженность отношений между соседями - чехами и немцами: городок Побъежовице находился и по сей день находится на границе Чехии и Баварии. Большую роль в создании этого космополитического микроклимата играл отец Рихарда Генрих, который чувствовал себя не немцем, но патриотом Австрийской империи, горячим противником антисемитизма.
Образование юный Рихард получил в традиционной для австрийского дворянства элитарной венской школе «Терезианум». Перед самой войной Рихард начал изучать философию и современную историю и к концу войны завершил свое образование. После окончания Первой мировой молодой граф всецело посвятил себя практическим вопросам возможности сохранения мира, при этом в его рассуждениях присутствовала как фантазия, так и способность предвидения и концептуальное понимание проблем эпохи.

В 1922 году Рихард Куденхове-Калерги выдвинул программу объединения Европы и создания пан-Европы, а в 1923 году в Вене вышло издание главного труда его жизни - книга «Пан-Европа». Выдвигаемый автором принцип был гениально прост - Европа должна объединиться политически и экономически, невзирая на границы отдельных национальных государств. Только так она сможет противостоять всем внутренним и внешним силам, стремящимся к ее порабощению и развязыванию новых конфликтов. Для того чтобы жить в мире, не достаточно созывать мирные конференции или полагаться на соблюдение международного права. Необходимо встать на путь создания таких политических, хозяйственных и ценностных связей национальных государств, которые сделают практически невозможными военные конфликты между ними. При этом автор имел в виду не формальное, бюрократическое или, тем более, насильственное объединение европейских стран, а объединение на основе географических и геополитических реалий, опирающееся на добрую волю равноправных народов. Таким образом, основой панъевропейского проекта явилось свободное политическое волеизъявление европейских народов, и всю свою жизнь Рихард Куденхове-Калерги работал над развитием панъевропейского движения как общественной организации, работающей над решением задач интеграции на местах. Кроме того, панъевропейский проект был основан на определенных экономических принципах: необходимости преодоления экономического эгоизма национальных государств и установления сотрудничества в рамках общего рынка и свободной торговли. И, наконец, а правильнее сказать, прежде всего, объединение Европы, по мысли Куденхове-Калерги, имело шансы на успех только в том случае, если оно строилось на фундаменте общей культуры и экономики. Автор работы отмечает, что Европу объединяет христианская религия, европейская наука, искусство и культура, в основе которых лежат христиано-эллинские начала. Именно поэтому первым символом панъевропейского движения стал красный христианский крест на желтом фоне, символизирующий эллинское солнце, греческую мудрость.

Это, в частности, граф Рихард Куденхове-Калерги в 1924 году обсуждал с президентом Чехословакии Т.Г. Масариком во время их первой личной встречи. Когда президент Масарик и граф Куденхове впервые увидели друг друга, они не были двумя великанами с различными политическими взглядами, Масарик был зрелым государственным мужем, а Куденхове-Калерги - начинающим политиком, полным молодого энтузиазма. Масарик хорошо знал отца Рихарда, дипломата, профессора пражского университета Генриха Куденхове-Калерги. Его диссертация по философии на тему: «Антисемитизм» защищалась именно в пражском университете, профессором которого в тот период являлся Масарик. У Рихарда Куденхове и Томаша Масарика было много общего. Они учились в одном университете. Одинаково относились к вопросам морали. Масарик исповедовал мораль Платона, Куденхове - мораль рыцарских идеалов и конфуцианства. У них было одинаковое отношение к религии - Масарик видел Бога за рамками официального учения церкви, Куденхове признавал божественное провидение. Куденхове быстро отказался от платоновской идеи государства и вернулся к своей диссертации 1917 года «Объективность как базовый моральный принцип». Масарик оставался верен основным положениям своей диссертации «Сущность души у Платона», но оба они сходились во взглядах на роль этики, недостаток которой они чувствовали одинаково - например, в трудах Маркса. Масарик читал первую книгу Куденхове «Этика и гиперэтика» и также исповедовал принцип, что этика является практической философией. Если бы их встреча произошла на какой-нибудь университетской площадке, они, по-видимому, создали бы прекрасно работающий творческий коллектив.



share on Twitter
О.К. Смирнов. Остановить конфликты в Европе – задача европейского экспертного сообщества
Середина текущего года характеризуется не только обострением международной обстановки в целом, эпицентром которого, конечно являются события на Ближнем Востоке, с их невероятными сценами насилия и разрушениями памятников мировой культуры, массовыми казнями христиан,... >>>

Андрей Зубов: Россия – неотъемлемая часть европейской цивилизации
Выступая 15.10.2014 с лекцией в Праге, ученый-оппозиционер подчеркнул, что "Россия, замыкающаяся в себе, опасна для остального мира"     Выступление на тему "История России как составная часть истории Европы" в Карловом университете стало одновременно презентацией... >>>

О.К. Смирнов. О развитии ситуации на Украине 23-24 августа 2014 года
22 августа 2014 года, в канун празднования Дня Государственного флага России и за двое суток до Дня независимости Украины, российский гуманитарный конвой пересек украинскую государственную границу и без сопровождения представителей международного Красного Креста начал свое... >>>

В.Н. Расторгуев. Россия и пан-Европа
Валерий Николаевич Расторгуев доктор филос. наук, профессор, преподаватель кафедры теоретической политологии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Анти-Россия и анти-Европа[1]    140 лет назад основоположник цивилизационного... >>>

В.Н. Расторгуев, О.К. Смирнов. Единая Европа: неучтенный потенциал
Среди вопросов, связанных с оценкой конкурирующих проектов строительства европейского дома на современном этапе и требующих осмысления с учетом геополитических рисков и национальных интересов России, без которых невозможно осуществить выбор оптимальной модели общеевропейской... >>>

Дмитрий Травин. Жан Монне. Отец Европы
Ровно 50 лет назад - 10 февраля 1953 г. в Европе рухнули таможенные барьеры, и товары получили возможность свободно перемещаться на едином рыночном пространстве, подчиняясь лишь воздействию конкуренции. Этапы большого пути Правда объединенная Европа в то время ограничивалась... >>>

А.Е. Кораблева. Европа и европейцы как историческая и культурная общность в панъевропейском проекте
  А.Е. Кораблева. Европа и европейцы как историческая и культурная общность в панъевропейском проекте Р. Куденхове-Калерги. Опубликовано в "Известиях Российского гос. педагогического университета им.А.И.Герцена", № 95. >>>

Петр Андрле. ЧЕЛОВЕК, СОЕДИНИВШИЙ ВОСХОД И ЗАКАТ. Глава первая: Феномен Черчилля
Иногда я упрекал учителей истории, приверженцев идеи европейского единства, за то, что  они не учат своих студентов восприятию Европы как единой политической реальности. Они возражали, что не могут отступать от основ. Жюльен Бенда, французский историк Однажды историки... >>>

Петр Андрле. ЧЕЛОВЕК, СОЕДИНИВШИЙ ВОСХОД И ЗАКАТ. Глава вторая: Провидец Куденхове
 «Снова и снова необходимо повторять одну простую истину: раздробленность Европы приводит к войне, угнетению, бедности, единая Европа - к миру и благоденствию!» Граф Рихард Николас Куденхове-Калерги: Новое объединение Европы, 1963 г. Дворянский род Куденхове имеет длинную... >>>

Петр Андрле. ЧЕЛОВЕК, СОЕДИНИВШИЙ ВОСХОД И ЗАКАТ. Глава третья: Попытка пан-Европы
«Нам следует больше гордиться этим европейцем из Чехии, поскольку Чехия, безусловно, страна, не обделенная европейской идеей и людьми, которые думают и рассуждают по-европейски». Доктор философии Рудольф Кучера, президент Панъевропейского союза Чехии и Моравии. Предисловие... >>>

Петр Андрле. ЧЕЛОВЕК, СОЕДИНИВШИЙ ВОСХОД И ЗАКАТ. Глава четвертая: Четыре вопроса панъевропеизма
Лозунг Европейского союза начал использоваться около 2000 года, официально же он был сформулирован именно в Договоре о европейской Конституции, подписанной в 2004 году. Этот лозунг гласит, что благодаря Евросоюзу европейцы объединились, что разнообразие культур, традиций и языков... >>>

Петр Андрле. ЧЕЛОВЕК, СОЕДИНИВШИЙ ВОСХОД И ЗАКАТ. Глава пятая: Строительство Европы
День Европы 9 мая 1950 года вошел в европейскую историю как начало объединения. В этот день министр иностранных дел Франции Роберт Шуман сделал в международных СМИ заявление, в котором предложил создать организацию, контролирующую угольную и сталелитейную промышленность европейских... >>>

Дагмар Моравцова. Чехословакия, Германия и общеевропейские движения в 1929-1932 гг., III. / I.
III. Общеевропейские движения - попытка альтернативы I. Идея объединения Европы Попытки решить углубляющиеся экономические и политические проблемы, в которых начал превалировать возврат к экономическому эгоизму отдельных национальных государств, осложнили взаимоотношения... >>>

Катерина Айзпурвит. Объединение Европы. Чешский проект XV века
В XV веке проект объединения Европы предложил европейским лидерам чешский король Иржи из Подебрад. Имя же советника короля, разработавшего этот грандиозный план, сегодня почти забыто. Звали его Антонио Марини. Отец Антонио Марини был итальянцем, осевшим на юге Франции, в Гренобле,... >>>

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: Проблемы европейского интеграционного процесса в к. 60-х – нач. 70-х
Конец 60-х был временем надежд: в сфере политики между сверхдержавами началось заметное потепление, новые импульсы почувствовала и Европа. США и СССР заключили ряд договоров по разоружению и других соглашений, позволивших, в определенной степени, снизить напряженность между... >>>

Отто фон Габсбург. Воспоминания об отце
Отто фон Габсбург (1912 – 2011) – старший сын эрцгерцога Карла Австрийского, ставшего позже императором Австрии и королем Венгрии, и эрцгерцогини Зиты, урожденной принцессы Бурбон-Пармской, автор ряда книг, научных исследований и статей, посвященных, главным образом, европейской... >>>

Граф Куденхове-Калерги – он видел и творил будущее Европы / "Россия в АТР", апрель 2013
>>>


© paneuropa.ru
Интернет-сайт Панъевропейского союза России / Associasion Paneurope Russie web
© Paneuropa.ru
The use of these materials in any mass media or on any other website is permitted only with the consent of the copyright holders.
Использование и перепечатка материалов сайта в любых СМИ и их размещение на любых других сайтах в Интернете разрешено только с согласия правообладателя.